ka-dialog

Для начала хотелось бы вспомнить популярную юмористическую бизнес-историю о мотивации. Нефтяные компании «Супер» и «Гипер» ежегодно проводят, по примеру Оксфордского и Кембриджского университетов, соревнования по гребле на восьмерках. В последние годы лодка компании «Супер» всегда проигрывала. Руководство этой компании решает проанализировать видеозаписи последних гонок: в лодке компании «Гипер» видны восемь гребцов и один рулевой. К всеобщему удивлению, в лодке компании «Супер» находятся восемь рулевых и только один гребец. «Что тут можно сделать?» — спрашивает глава компании руководителя службы персонала. Тот отвечает: «Мотивировать! Лучше мотивировать парня!»

Эта история получила широкое распространение и встречается в разных вариациях. Она указывает на нечто, переживаемое многими руководителями и сотрудниками современных украинских предприятий. Новые исследования мотивации открыли следующее: если раньше основной задачей руководителя считалось умение мотивировать персонал, то теперь — умение устранять демотивацию. Во всем мире не найдется исследования, которое подтвердило бы факт устойчивого роста производительности труда за счет стимулирующих систем. Под флагом «оплаты, ориентированной на количество и качество труда», а также нематериальной мотивации лечатся только симптомы. При этом, как правило, не замечаются как отдаленные, так и побочные последствия, которые сводят к нулю намеченный эффект роста достижений.

«Мотивация» является сегодня ключевым словом, почти синонимом «управления». В основе лежит представление о чем-то латентно существующем, т.е. о мотивации, которая в нетронутом виде покоится где-то в недрах, пока не будет приведена в движение соответствующим вмешательством извне (управлением), чтобы затем снова перейти в латентное состояние, ибо человек якобы упорно склоняется к лени. Поэтому «мотивировать» означает приблизительно следующее:

  1. Вооружить кого-то мотивами, которых у него раньше не было.
  2. «Поймать» кого-то его же мотивами и предоставить возможность для их реализации.
  3. Внушить способы поведения, имеющие субъективное значение (важность).
  4. Воодушевить.
  5. Стимулировать.

В то время как мотивационные психологи пытаются выяснить «почему?», менеджеры спрашивают «как?». «Как мне добиться максимальной производительности труда сотрудников?», «Как предотвратить внутреннее увольнение?», «Как мотивировать людей к сверхурочной работе?». Следовательно, интерес менеджера заключается не в том, почему что-то происходит, а в том, как следует влиять на поведение. То есть под мотивацией понимается также создание, сохранение и повышение степени готовности к определенному поведению — руководителями или стимулами. В данном случае результат достигается потому, что сотрудник стимулируется извне, проще говоря, оплачивается. Для такого внешнего стимулирования уместно использовать термин «мотивирование».

Таким образом, мотивация относится к мотивированию также, как «почему?» к «как?». Оба понятия зависят друг от друга, и поэтому их нельзя рассматривать поодиночке.