ka-dialog

Шахматы являются игрой, в которой гармонично сочетаются элементы искусства, интеллектуальной игры и науки. Учитывая значение шахматного образования для подрастающего поколения, Министром образования и науки России А.А. Фурсенко в 2008 году были утверждены дополнительные мероприятия по детскому шахматному образованию на территории страны.
Польза шахматного образования детей состоит в том, что посредством шахматной игры создаются условия для раннего развития ребенка, развития его личности. О пользе шахмат в воспитании детей начального школьного возраста, как об одном из элементов умственной культуры, говорил еще великий русский педагог В.А. Сухомлинский.
Шахматное обучение, как и любое другое обучение невозможно без нормального тренерского коллектива. Его составляет, обычно, бывшие спортсмены-шахматисты, у которых есть педагогические способности. Они обучают правилам и премудростям шахматной игры своих учеников – основной объект обучения.
Квалифицированные тренера по шахматам учитывают психологические и физиологические процессы, которые происходят в организме ребенка и влияют на принятие решений в процессе игры. Целью тренера является найти соответствующий баланс между необходимостью добиться определенных спортивных достижений и научить ребенка быть индивидуальностью, обрести чувство достоинства и умение принимать важные решения в сжатые сроки.
Благодаря правильному обучению шахматного искусства развивается личность ребенка. Он учится общению, коммуникации и адаптации к любой среде. Координатором и помощником в этом выступает тренер по шахматам. 
Особенностью шахмат является то, что они представляют собой особый вид интеллектуальной деятельности человека, эмоциональный компонент которой ярко выражен. Положительные эмоции, которые получают дети в процессе обучения шахматам, значительно повышают их мотивацию.
Некоторые отечественные исследователи шахматного образования предлагают на первых порах отсекать спортивную направленность. Так, в течение первого года обучения, ребенку предлагается разрешать шахматные этюды, но не играть партии до конца. Ребенок всегда побеждает и никогда не проигрывает. Таким образом, до того, как шахматы прочно войдут в жизнь ребенка, у него будет сохраняться положительная мотивация к игре.
Благодаря приобщению к игре, у ребенка развивается логика. Он учится связывать воедино, казалось бы, несовместимые шаги. Он начинает видеть, гораздо больше одного хода. Шахматы зарождают в нем привычку. Привычку думать и предвидеть последствие своих и чужих ходов. Со временем, эта привычка переходит на обычную жизнь, и, взрослея, человек становится более успешным, чем те дети, родители которых не уделяли должного внимания шахматному воспитанию.
Оптимальным возрастом, с которого можно «открывать» для себя шахматы является возраст детей от 3 до 6 лет. Многочисленные исследования доказали, что дети, начавшие играть в этом возрасте, в будущем становятся более успешными. Как в шахматах, так и в жизни.